МОУ для детей
дошкольного и младшего школьного
возраста.
Тальская начальная
школа-детский сад
«Ступеньки к
творчеству»
Я понимаю, почему ребенок
может быть зрелым
музыкантом. И когда мы присмотримся внимате-
-льнее к его рисункам… мы обнаружим в нем поэта,
художника, мастера чувства
Я. Корчак.
Творчество – высшая форма психической
активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное.
Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой
деятельности: научной, художественной, производственно-технической,
хозяйственной и т.д.
Важное значение в процессе
творчества имеет воображение, т.е. мысленное представление образов и
оперирование ими.
Истоки творческих сил человека восходят к
детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно
необходимы.
Моменты творчества достаточно
заметны, когда дети вносят элементы фантазии в познавание: для учеников младших
классов характерны неожиданные сопоставления, необычные предложения. Важное
место в жизни детей занимают игры, опирающиеся на воображение.
Расположенность к творчеству – в ее
индивидуальном своеобразии - может быть
свойственна каждому здоровому ребенку. Но используется она недостаточно и
нередко оказывается лишь чем то преходящим. Поэтому, необходимы своевременные и
целенаправленные воспитательные воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и
направить в желаемую сторону.
Педагоги нашей школы-сада
разработали и уже проводят на практике определенную работу, пробуждающую и укрепляющую творческую направленность детей
на примере изобразительного искусства и художественного словотворчества . Учитель
начальных классов, Почётный работник общего образования Дёмин О. В.
ведёт экспериментальную работу по развитию речи и литературному творчеству
младших школьников с 2010-2011 учебного года. Воспитатель Бобкова В.С. учит
изображать окружающий мир в изостудии.
Педагоги исходят из того что
первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она
возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой
предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее
содержание. При достаточном богатстве
таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое
личное переживание в создаваемых им самим образах, что доказывает участие наших
дошкольников и учащихся в международном конкурсе рисунков «Мир заповедной
природы», где учащаяся 4-го класса Чемезова Галя за рисунок «Ласточки на берегу
озера» получила диплом и ценный подарок, пройдя огромный многотысячный конкурс
России, где ее рисунок стал одним из лучших.
Также принимали участие в
Международном конкурсе рисунков «Мир в котором я живу» (2008г.), в
республиканском – «Художники Бурятии» (2010г.),
в районном – «Внимание, дорога» (2010г.) и заняли третье место. Готовим
рисунки к участию в Республиканском
конкурсе, посвященном 350-летию присоединения Бурятии к России (2011г.)
Представленные работы убеждают в
том , что приобщать детей к художественному творчеству и учить ему можно и
нужно. Творческие задания ставят ребенка в активную позицию, которая пробуждает
исследовательское отношение к окружающему и содействует эмоциональной
отзывчивости. Задания направлены на развитие внимания, зрительной
чувствительности, на совершенствование движений руки и словесное развитие,
развитие воображения, необходимого для создания выразительных образов, как в
изобразительном искусстве, так и в литературном творчестве детей. Существенно,
что каждое из заданий очень естественно, интересно и рассчитано именно на
возможности детства. Вся система заданий не только пробуждает творческую
активность, но и позволяет в занимательной, игровой форме многому научиться:
линиями и красками изображать лил словами описывать – овладевать средствами
воплощения задуманного.
Наши педагоги пытаются в каждом
ребенке пробудить и развить творческие способности, эстетическое восприятие
действительности окружающего мира.
И для того, чтобы художественное
развитие ребенка проходило успешно и гармонично, он должен раскрыть в себе все
эти способности. Этому помогают многочисленные практические задания с детьми.
Особым вдохновением на творчество
является природа. Во время экскурсий в лес, на речку, озеро, луг дети учатся
видеть прекрасное и пытаются изобразить это в своих рисунках и выразить в
литературных произведениях.
Например:
«Осень как хитрая лисица
Подкралась тихо, тихо
И перекрасила все листья
В волшебные цвета
И вдруг хвостом как бы махнула
И завертелась вьюга, вьюга»
«Хорошо
зимой»
Я иду на горку
Снег лежит на елке.
А под елкою следы
- заяц бегал от лисы.
Прокачусь я с горки
Мимо колкой елки,
Ветер пудрит мне лицо
Даже зайчику смешно
Хорошо в лесу зимой,
Но пора идти домой.
Бобкова Юля 2 класс
Сказка «Осенний гном»
Жил-был гном. Он был добрым гномом.
Его папа и братья всю свою долгую жизнь добывали драгоценные камни, но
Осеннник, так звали маленького гнома, не хотел всю свою долгую жизнь провести
под землёй. Ему в наследство досталась волшебная палочка , но волшебство она
могла делать только осенью. Когда приходит осенняя пора , Осенник взмахивает
волшебной палочкой и все деревья становятся разноцветными, появляются грибы и
ягоды. Все люди на земле рады такому волшебному подарку и благодарят Осенника.
Наш Осенник до сих пор делает людям добро.
Фатеев Саша 2 класс
Легенда «Тальская вершина»
Когда-то давным- давно , в нашей местности остался один –единственный
динозавр. Он был очень голоден . И пошёл он в село Талое и начал он поедать
всех жителей этой деревни. А в другой деревне , где-то за горами , жила
единственная фея. Люди пошли к фее и стали просить её, чтобы она избавила их от
динозавра. Фея прилетела в деревню, но там почти не осталось людей. Она взяла
волшебную палочку , навела на динозавра и воскликнула: «засыпься землёй и зарасти лесом!» Динозавр мгновенно окаменел, засыпался землёй
и зарос лесом. Эта гора земли и леса до сих пор осталась. Эту гору назвали
Тальская вершина. Зимой этот динозавр дышит. Это видно , потому что зимой из-под горы выходят тёплые пары,
образуя снежные шапки.
Кобелев Андрей 4 класс.
В литературных произведениях детей-
образ, создаваемый силой воображения, реализуется достаточным овладением
языком. Уделяется большое внимание обогащению речи средствами художественной
выразительности . Дети учатся использовать в своей речи эпитеты, обозначающие
как наглядные, так и ненаглядные свойства объектов.
Педагог ничего не навязывает, не
отрабатывает с детьми план будущего произведения, а создает такую атмосферу на
занятии, когда ребенку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и
переживаниями.
После
написания дети читают свои сказки, стихи, легенды, частушки, загадки на встречах с родителями,
это имеет значение прежде всего для того, чтобы разбудить в детях любование
искусством слова, желание писать. Главное – предоставить простор
индивидуальности ребенка.
Нередко приходится встречаться
с тем, что попытки сочинять наталкиваются
на преграду «непослушного» слова, отсутствие богатого словарного запаса,
примитивность построения фразы. Лучше всего специальными игровыми заданиями
подготовить его «речевое поле». Количество игр в слова и со словами огромно.
Для этого используются широко известные игры: «Закончи слово», «Словесная
цепочка», «Что бывает…», «полетушки», «пропущенные слова» и другие. Подобные
игры со словами – а их так много, что все и описать нельзя – подготовят ребенка
к любым формам словесного общения, в том числе и к особому общению с другими
людьми через художественное слово, т.е. к литературному творчеству.
Правильно организованное
художественное развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях.
Своевременное приобщение ребенка к миру искусства помогает становлению
творческой активности не только в художественной сфере. При этом в основе
потребности в создании нового – полнота восприимчивости и заинтересованное отношение
к окружающему. Отсюда идут ступеньки к творчеству. И в этом направлении много
сил, тепла и заботы отдают сотрудники своим детям, они дарят им свое доброе
сердце, помогая преодолевать ступеньки к
творчеству через литературно-творческое
развитие учащихся, продолжая замечательные традиции устного народного
творчества, заложенные известным сказителем Е.И. Сороковиковым-Магаем, нашим
земляком, участвуя в конкурсах рисунков России, Бурятии и района; занимаясь
исследовательской деятельностью в проектах «Духовно-нравственное воспитание»,
«Краеведческая работа», «Вулканы тальской группы» и других, собирая материал
для школьного музея и «уголка боевой славы», выступая с концертами перед
жителями села с собственными произведениями к каждому празднику и еще много
других ступенек больших и малых.
Демин О.В., учитель начальных классов
почетный работник общего образования РФ |