"Младший
школьный возраст как сентизивный
период нравственного воспитания".
Воспитание
– это в первую очередь прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере"
Д. С. Лихачев. Академик
Никогда в последующей жизни человеку не
приходиться делать такого большого запаса чувственных ощущений, какой делает
ребенок. И поэтому детство есть именно
пора собирания материала и формирования памяти, та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему
нравственному человеку, подготовляется из него гражданин, член семьи и общества – Н. В. Шелгунов – русский демократ.
Мы ценим в людях силу и доброту, стойкость и чуткость, храбрость и трудолюбие,
честность и верность. Но все, же настоящим человеком назовем лишь того, в ком
все эти прекрасные качества освещены, укреплены, направлены любовью к Родине,
великим началом, образующим богатую и цельную натуру.
Любовь к Родине – не черта характера,
а его связывающая основа, обеспечивающая
ясное, благородное направление жизни, без чего и нет настоящего человека.
Значит, надо, чтобы среди впечатлений детства был в достатке материал
для строительства такой прочной нравственной основы.
Нравственный
опыт ребенок получает в обществе, которое его окружает: в семье, и школе, в
общение с друзьями. Проблемы нравственного воспитания детей можно решить только
с семьей. От того, как строятся
отношения в семье, какие ценности,
интересы находятся на первом плане,
какие традиции и обычаи
сохраняются, в значительной мере зависит, какими вырастут дети.
Одно лишь знание нравственных
норм не поможет ребенку
наладить контакт с окружающими, если он
сердцем и душой глух к их нуждам,
заботам и интересам.
Только
потребность во взаимопомощи и взаимопонимании может быть такой базой, на
которой уже с помощью усваиваемых правил
– этики поведения – можно овладеть умениями и навыками человеческого общения.
Практически так оно и бывает: в семьях, где взаимопомощь и взаимопонимание окружают ребенка с малых лет, дети
естественно и органично, зачастую без специальных педагогических условий
вырастают нравственно воспитанными. Их воспитывает обстановка, окружающая их. И
напротив, нередко в благополучных с виду
семьях, где, кажется все есть – и
достаток, и образование, и учтивые
манеры поведения, растет человек, с которым никто справиться не
может.
Причины, по которым в семью приходит неблагополучие (индикатором
этого оказывается поведение ребенка), бывают разные. Самой скверной из них
является нравственная " дремучесть " родителей,
исповедование ими замшелой
нравственности несовместимой с правилами
взаимопонимания и поддержки. От ребенка,
выросшего в семье, где
каждый остается глух к нуждам окружающих,
каждый погружен лишь в собственные заботы, трудно ожидать внимания к воспитателю или преподавателю, а уж тем более
к сверстникам.
За многолетнюю историю человечество выработало мораль – совокупность норм,
требований, запретов, правил поведения и
межличного общения, предъявляемых обществом к каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том,
что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений в семье
обществе. Существуют разные подходы к
нравственному воспитанию детей в семье: одни ориентируются на религиозные,
духовно – моральные нормы; другие отдают предпочтение сугубо
национальным ценностям; третьи находятся
под непосредственным влиянием современной жизни, богатой такими
негативными явлениями, как агрессивность, обман, культ силы и
изворотливости. Исходя из
ценностей, исповедуемых семьей, родители стремятся к воспитанию у
ребенка тех качеств личности, которые,
по их мнению, помогут наиболее успешно и
безболезненно адаптироваться к
жизни в обществе. В перечень тех
качеств попадают и те, которых вряд ли можно назвать
нравственными, например, индивидуализм, жестокость, национализм и т.д.
Отклонения
в семейном нравственном воспитании
ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и
требованиями.
Вот почему одной из основных задач в начальных классах
является нравственное развитие младшего
школьника.
Вот несколько групп нравственных
представлений в начальной школе:
- знания
о нравственно – правовых
категориях, общечеловеческих ценностях, нравственных качествах личности;
-
знания о сотрудничестве и
взаимоотношениях между людьми, о способах общения, приемах взаимодействия с одноклассниками при работе в
паре, группе;
- знания о
нравственных отношениях к окружающему миру ( рукотворному миру и
природе), к другим людям ( учителю, сверстникам, родственникам, соседям, людям
других национальностей, к народам разных стран), к себе.
Поскольку
все группы нравственных
представлений взаимосвязаны, то их формирование происходит комплектно.
Например:
" Культура общения" – Работаем по такому плану: - беседы по этике и
этикету; практические занятия ( 1класс - " Этикет за столом; 2класс – « Как встречать гостей «;
3класс -
« Разговор по телефону»; 4класс - «
Вежливый отказ»; ) письменные
работы « Приглашение на день
рождения», «Поздравление с праздником».
«Самовоспитание » - занятия « Как
организовать свой труд дома», « Содержи всегда в порядке парту, книжки и
тетрадки », »Мои достоинства и
недостатки » учащиеся знакомятся с приемами самоконтроля и самовоспитания.
«
Общечеловеческие нормы нравственности » - учащиеся изучают заповеди
–нравственные законы жизни для всех
людей .
«
Почитай отца своего и мать, чтобы было тебе хорошо и чтобы ты жил долго на земле », «
Возлюби ближнего своего как самого себя»
(
Притча о милосердном самаритянине), « Не
убий» ( Притча о Каине и Авеле), затем проводится заключительное занятие « Как я исполняю заповеди ».
Здесь
ребята читают художественные
произведения, обсуждают и проводят по ним конкурс рисунков « Зло, как и добро, имеет своих героев ».
Игры,
стимулирующие нравственное развитие
детей : " Ручеек " -
создание климата доброжелательных отношений ;" Ромашка" – способствующая накоплению
опыта поведения;" Зеркало" – показывающее плохие и хорошие качества; "Вежливые слова" и др.
Детям
дают уроки « Мастер класс» наши знаменитые земляки: Доктор
геолого-минералогических наук, автор многих научных трудов Нефедьев Геннадий Андреевич; Отличник образования РФ, награждена медалью ордена « За заслуги перед отечеством» III степени, проработавшая в нашей школе 52 года. Дёмина Таисия Федоровна.
« Письма о добром» - это беседы на тему: «
Милосердие»,
«
Доброжелательность». Что это значит? « О
воспитанности », «Умейте дорожить временем», « Приём гостей», «Моя
семья», «Шкатулка качества» (
вытягивают листки с качествами « вежливость, доброта» и т. д. и объясняют
что это такое и хотят ли они быть
такими).
Работа
в музее школы - сада изучение
истории села, знакомство с знаменитыми
людьми села, традициями и обычаями своего села, народа и соседей бурят. Совместные праздники и конкурсы с родителями:
" День матери ", " День защитника отечества", " День победы",
" Вместе дружная семья "," Леди и джентльмены","
Самая творческая семья" и др.
Мы применяем в школе десять заповедей, которые мы рекомендуем
младшим школьникам в основу
нравственного воспитания. Родители их
одобряют, и соблюдение их становится делом чести и
достоинства каждого.
1.
Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Позорно предаваться праздности,
когда старшие не могут позволить себе
отдых.
2.
Нельзя смеяться над старостью. О них говорят только с уважением.
3.
Нельзя вступать в пререкание с взрослыми
людьми. Недостойно скоропалительно
выражать сомнения в совете старшего (
сначала обдумай, потом скажи).
4.
Нельзя выражать неудовольствие, если у тебя нет или иной вещи ( я тоже
хочу, маме так хочется)
5.
Нельзя допускать того, чтобы мать давала
тебе то, чего не дает себе
(
лучший кусок). Мысль, о праве на какую – то
собственную исключительность - яд, отравляющий душу.
6.
Не делай то, что осуждают взрослые,
они мудры ( не делай того, в
чем стыдно признаться)
7.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у
нее нет никого, кроме тебя. В
праздничные дни никогда не оставляй ее одну. Ты сам, твое слово, твоя улыбка
бывают единственной радостью ее бытия.
8.
Не собирайся куда – то, не спросив
разрешения, не сделав пожеланий.
9.
Не делай плохо другому, зло вернется к тебе и посеет зло вокруг.
10.
Нельзя думать только о себе, старайся
быть " солнышком добра и
любви", и пусть твои лучики греют окружающих.
Поскольку
в начальной школе основной потребностью младших школьников
является потребность быть хорошим, учитель заранее продумывает
такие средства воздействия на личность,
с помощью которых данная потребность будет реализована, эмоционально пережита и выражена впоследствии в деятельности.
Нравственное
воспитание осуществляется всей
системой российского воспитания – это
урок и внеклассное мероприятие,
передача по радио телевизионная
постановка, хорошая книга театральный
спектакль. Телевидение, к сожалению, несет много негативного для наших детей.
К
тому же есть и у нас семьи с низким
уровнем культуры, где присутствуют конфликтные и безнравственные ситуации, нечестность и
ровнодущие, паразитический образ жизни, пьянство.
С
такими семьями и их детьми нами
проводится дополнительная индивидуальная работа по пропаганде
педагогических знаний, культуры
отношений, быта; укрепление связи семьи с общественностью, повышение ответственности
родителей за воспитание детей.
Ведь
именно в младшем возрасте, когда сильна
эмоциональная память, восприятие, формируется в детях нравственное
начало всей дальнейшей жизни человека.
Педагоги нашей школы – сада, занимающиеся воспитанием
и обучением детей, являются для них примером во всем, это здоровый образ
жизни, доброта, понимание и ответственность.
В
школе находится сельская библиотека, и библиотекарь помогает детям подобрать
литературу по рекомендации учителя Демина
О.В., конкретно каждому ученику.
" Все и
в школе, и в преподавании должно быть
нравственно,- говорил К. Д. Ушинский
- На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние
литературных произведений на нравственность велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное
чувство, нравственную мысль,
выраженное в этом произведении. Кроме того,
всякое искреннее наслаждение изящным
есть уже само по себе источник нравственного чувства".
К
сожалению, дети стали меньше читать,
предпочитая смотреть телевизор, сидеть за компьютером.
На нас педагогов, родителей, окружающий
социум ложится большая
ответственность за формирование нравственной личности младшего школьника
и дошкольника, гражданина Отечества. Карцева Любовь Васильевна Директор школы – сада
|