Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 16:41

МБОУ Тальская начальная школа-детский сад

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [58]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Младший школьный возраст как сентизивный период нравственного воспитания

"Младший школьный  возраст как  сентизивный  период нравственного воспитания".

Воспитание – это в первую очередь прививка нравственности и создание у  учащихся навыков жизни в нравственной  атмосфере"

                                                                                                                                        Д. С. Лихачев.  Академик

   Никогда в последующей жизни человеку не приходиться делать такого большого запаса чувственных ощущений, какой делает ребенок.  И поэтому детство есть именно пора собирания материала и формирования памяти, та великая пора жизни,  когда кладется основание всему будущему нравственному человеку, подготовляется из него гражданин, член семьи и  общества – Н. В.  Шелгунов – русский демократ.

     Мы ценим в людях силу и доброту,  стойкость и чуткость, храбрость и трудолюбие, честность и верность. Но все, же настоящим человеком назовем лишь того, в ком все эти прекрасные качества освещены, укреплены, направлены любовью к Родине, великим началом, образующим богатую и цельную натуру.

    Любовь к Родине – не черта характера, а  его связывающая основа, обеспечивающая ясное, благородное направление жизни, без чего и нет настоящего человека.

   Значит, надо, чтобы среди  впечатлений детства был в достатке материал для  строительства такой прочной  нравственной основы.

Нравственный опыт ребенок получает в обществе, которое его окружает: в семье, и школе, в общение с друзьями. Проблемы нравственного воспитания детей можно решить только с семьей.  От того, как строятся отношения в семье,  какие ценности, интересы находятся на первом плане,  какие  традиции и обычаи сохраняются, в значительной мере зависит, какими вырастут дети.

 Одно лишь знание  нравственных  норм не  поможет  ребенку  наладить контакт с окружающими, если он  сердцем и душой глух  к их нуждам, заботам и интересам.

Только потребность во взаимопомощи и взаимопонимании может быть такой базой, на которой  уже с помощью усваиваемых правил – этики поведения – можно овладеть умениями и навыками человеческого общения. Практически так оно и бывает: в семьях, где взаимопомощь и взаимопонимание  окружают ребенка с малых лет, дети естественно и органично, зачастую без специальных педагогических условий вырастают нравственно  воспитанными. Их  воспитывает обстановка, окружающая их. И напротив, нередко в благополучных с виду  семьях, где, кажется  все есть – и достаток, и образование, и  учтивые манеры поведения, растет человек, с которым никто  справиться не  может. 

Причины,  по которым в семью приходит неблагополучие (индикатором этого оказывается поведение ребенка), бывают разные. Самой скверной  из них  является нравственная " дремучесть " родителей, исповедование  ими замшелой нравственности  несовместимой с правилами взаимопонимания и поддержки. От ребенка,  выросшего в семье,  где каждый  остается глух к нуждам окружающих, каждый погружен лишь в собственные заботы, трудно ожидать внимания к  воспитателю или преподавателю, а уж тем более к сверстникам.

   За многолетнюю историю человечество  выработало мораль – совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и  межличного общения, предъявляемых обществом к каждому своему члену.  Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений в семье обществе. Существуют разные подходы  к нравственному воспитанию детей в семье: одни ориентируются на религиозные, духовно – моральные нормы; другие отдают предпочтение  сугубо  национальным ценностям; третьи находятся  под непосредственным влиянием современной жизни, богатой такими негативными  явлениями, как  агрессивность, обман,  культ силы и  изворотливости. Исходя из  ценностей, исповедуемых семьей, родители стремятся к воспитанию у ребенка тех  качеств личности, которые, по их мнению, помогут наиболее успешно и  безболезненно  адаптироваться к жизни в обществе. В  перечень тех качеств  попадают  и те, которых вряд ли можно назвать нравственными, например, индивидуализм, жестокость, национализм и т.д.

Отклонения в семейном  нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется   с иными моральными ценностями и требованиями.

         Вот почему  одной из основных задач в начальных классах является нравственное  развитие младшего школьника.

       Вот несколько групп нравственных представлений в начальной школе:

-  знания  о нравственно – правовых  категориях, общечеловеческих ценностях, нравственных качествах личности;

 -  знания о сотрудничестве и  взаимоотношениях между людьми, о способах общения, приемах  взаимодействия с одноклассниками при работе в паре, группе;

 - знания о  нравственных отношениях к окружающему миру ( рукотворному миру и природе), к другим людям ( учителю, сверстникам, родственникам, соседям, людям других национальностей, к народам разных стран), к себе.

 Поскольку  все группы  нравственных представлений взаимосвязаны, то их формирование происходит  комплектно.

Например: " Культура общения" – Работаем по такому плану: -  беседы по этике  и  этикету; практические занятия ( 1класс - " Этикет  за столом; 2класс – « Как встречать гостей «; 3класс  -  « Разговор по телефону»; 4класс - « Вежливый  отказ»; )  письменные  работы  « Приглашение на день рождения», «Поздравление с праздником».

       «Самовоспитание » - занятия « Как организовать свой труд дома», « Содержи всегда в порядке парту, книжки и тетрадки », »Мои достоинства  и недостатки » учащиеся знакомятся с приемами самоконтроля и самовоспитания.

« Общечеловеческие нормы нравственности » - учащиеся изучают заповеди –нравственные  законы жизни для всех людей .

« Почитай  отца своего и  мать, чтобы было тебе хорошо  и чтобы ты жил долго на земле », « Возлюби  ближнего своего как самого себя»

( Притча о милосердном  самаритянине), « Не убий» ( Притча о Каине и Авеле), затем проводится  заключительное занятие « Как я  исполняю заповеди ».

Здесь ребята читают  художественные произведения, обсуждают и проводят по ним конкурс рисунков « Зло, как  и добро, имеет своих героев ».

Игры, стимулирующие нравственное  развитие детей : " Ручеек " -  создание  климата  доброжелательных  отношений ;"  Ромашка" – способствующая накоплению опыта поведения;" Зеркало" – показывающее  плохие и хорошие  качества; "Вежливые слова" и др.

Детям дают уроки « Мастер класс» наши знаменитые земляки: Доктор геолого-минералогических наук, автор многих научных трудов  Нефедьев Геннадий  Андреевич; Отличник образования РФ,  награждена медалью ордена « За  заслуги перед отечеством» III степени,  проработавшая в нашей школе  52 года. Дёмина  Таисия Федоровна.

        « Письма  о добром» - это беседы на тему: « Милосердие»,

« Доброжелательность». Что это значит?  « О воспитанности », «Умейте дорожить временем», « Приём гостей»,  «Моя  семья», «Шкатулка  качества» ( вытягивают листки  с качествами  « вежливость, доброта» и т. д. и  объясняют  что это такое  и хотят ли они быть такими).

    Работа  в музее школы - сада  изучение истории  села, знакомство с знаменитыми людьми села, традициями и обычаями своего села, народа и соседей бурят.  Совместные праздники и конкурсы с родителями: " День матери ", " День защитника  отечества", " День победы", " Вместе дружная семья "," Леди и джентльмены"," Самая  творческая семья"  и др.

 Мы применяем в школе  десять заповедей, которые мы  рекомендуем  младшим школьникам в основу  нравственного воспитания. Родители их

одобряют,  и соблюдение их становится делом чести и достоинства каждого.

1. Нельзя  бездельничать, когда  все трудятся. Позорно предаваться праздности, когда  старшие не могут позволить себе отдых.

2. Нельзя смеяться   над старостью. О них говорят только  с уважением.

3. Нельзя  вступать в пререкание с взрослыми людьми. Недостойно  скоропалительно выражать сомнения в совете  старшего ( сначала обдумай, потом скажи).

4. Нельзя выражать неудовольствие, если у тебя нет или иной вещи ( я тоже хочу,  маме так хочется) 

5. Нельзя допускать того, чтобы мать  давала тебе то, чего не дает себе

( лучший кусок). Мысль, о праве на какую – то  собственную  исключительность  - яд, отравляющий душу.

6. Не делай то, что  осуждают  взрослые,  они мудры (  не делай того, в чем  стыдно признаться)

7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее  нет никого, кроме тебя. В праздничные дни никогда не оставляй ее одну. Ты сам, твое слово, твоя улыбка бывают  единственной радостью ее бытия.

8. Не собирайся куда – то, не спросив  разрешения, не  сделав пожеланий.

9. Не делай плохо другому, зло вернется к тебе и посеет зло вокруг.

10. Нельзя думать только  о себе,  старайся  быть  " солнышком добра и любви", и пусть твои лучики греют окружающих.

Поскольку в  начальной школе  основной потребностью младших школьников является потребность быть хорошим, учитель заранее  продумывает  такие средства воздействия на личность,  с помощью  которых  данная потребность будет реализована,  эмоционально пережита  и выражена впоследствии в деятельности.

Нравственное воспитание  осуществляется всей системой  российского воспитания – это урок   и внеклассное мероприятие, передача по радио  телевизионная постановка, хорошая книга  театральный спектакль. Телевидение, к сожалению, несет много негативного для  наших детей.

К тому же есть  и у нас семьи с низким уровнем культуры, где  присутствуют  конфликтные  и безнравственные ситуации, нечестность и ровнодущие, паразитический образ жизни, пьянство.

  С такими семьями и их детьми нами  проводится дополнительная индивидуальная работа по пропаганде педагогических знаний, культуры  отношений, быта; укрепление связи семьи с   общественностью, повышение ответственности родителей за  воспитание детей.

Ведь именно в младшем возрасте, когда сильна  эмоциональная память, восприятие, формируется в детях нравственное начало всей  дальнейшей жизни человека.

 Педагоги нашей школы – сада, занимающиеся  воспитанием  и обучением детей, являются для них примером во всем, это здоровый образ жизни, доброта,  понимание и  ответственность.

В школе находится сельская  библиотека,  и библиотекарь помогает детям подобрать литературу  по  рекомендации учителя  Демина  О.В., конкретно каждому ученику.  

 " Все и  в школе, и в преподавании должно быть   нравственно,- говорил  К. Д.  Ушинский  - На нравственное же чувство должно действовать  непосредственно само  литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность велико;  то литературное произведение нравственно,  которое заставляет дитя полюбить   нравственный поступок, нравственное чувство,  нравственную мысль,

 выраженное в этом произведении. Кроме того, всякое  искреннее наслаждение изящным есть уже само  по себе  источник нравственного чувства".

К сожалению,  дети стали меньше читать, предпочитая смотреть  телевизор,  сидеть за компьютером.

    На нас педагогов, родителей, окружающий социум  ложится  большая  ответственность за формирование нравственной личности младшего школьника и дошкольника,  гражданина  Отечества.

                                                                                                                          Карцева Любовь Васильевна

                                                                                                                            Директор школы – сада

Категория: Мои статьи | Добавил: usosvet (21.03.2010)
Просмотров: 2754 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz