Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 19:08

МБОУ Тальская начальная школа-детский сад

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [58]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование мотивации к ЗОЖ у детей как социально- педагогическая проблема.

1. Одной из важнейшей задач школы-сада в соответствии с целями современной реформы образования России  является сохранение и укрепление здоровья детей. 

 

  Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся (здоровьесберегающая  среда).

 

2. Задачи образовательного учреждения в сфере охраны здоровья учащихся и дошкольников закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:

 

        -во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (статья 2);

       -во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся (статья 51).

     В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 28) подчеркивается, что в дошкольных и других  образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактики заболеваний, сохранению и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.

     В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования идет подготовка к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в школе-саду (Письмо министерства образования России от 26.08.2002 г. №13-51 «О работе экcперементальных общеобразовательных  учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»)  Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укрепления здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье»

 

      Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее в себя, как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии. Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являются сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе. Это предполагает межведомственное взаимодействие в сфере охраны здоровья детей.                                                                             

 

     Актуальной является проблема внедрения  здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее  эффективности является диагностика потребности учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. От организации гигиенических условий    обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья.

 

     При изучении информационных потребностей младших школьников были выявлены основные тематические разделы,  требующие особого внимания в процессе гигиенического образования: профилактика заболеваний, личная гигиена, закаливание и питание.

 

     Таким образом ведущей направленностью педагогической деятельности по охране здоровья детей должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющие их реальные потребности. В условии детского сада и начальной школы особое внимание должно быть уделено на снижение «цены» адаптации ребенка к посещению детского сада и к школьному обучению, формирование гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу жизни. На основании обобщения всех данных нами разработано программно-методическое обеспечение валеологического образования детей, включающее:

 

            -программу «Здоровый ребенок»;

            -факультатив «Основы здорового образа жизни»;

            -развернутые планы внеклассных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни.

 

   В факультативе «Основы здорового образа жизни» предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как личная гигиена, ее значение в укреплении здоровья; взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием; закаливание организма в домашних условиях; гигиена опорно-двигательного аппарата; значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки, отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни.                                                                   

 

   Задача курса «Основы здорового образа жизни»:

           -формирование у детей потребности в здоровье и здоровом образе жизни, сознательном отношении к нему;

          -формирование системы знаний о здоровом образе жизни и здоровье;

          -формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.

 

     Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока- практикума.                                                                                                                                                         

 

    Одним из важных методов контроля знаний, умений,навыков является планомерное систематическое наблюдение за учащимися на уроках, вне урока, что практически осуществимо в условиях сельской жизни. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний и умений, навыков.

 

 Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих,  в частности, от:

 

            -активного участия в этом процессе самих учащихся;

            -создание здоровьесберегающей среды;

            -высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

            -планомерные работы с родителями;

            -тесные взаимодействие с социально-культурной сферой села (фельдшерский пункт, библиотека) 

 

                                                    Программа «Здоровый ребенок»

                Цель программы: 

 

     1.Создать условия позволяющие  сохранить и улучшить здоровье детей и обеспечить успешность в их обучении.

 

    2.Активизировать инновационную деятельность участников образовательного процесса.

               Задача программы:

           -систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизического состояния детей;                                                                                                        

 

          -выявить потребности и определить способности каждого ребенка в области физической культуры;

         -сформировать у детей, учителей  и родителей осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержания нормативного (базового) здоровья средства физической культуры;

         -реализовать интересы детей, запросы родителей и педагогов в сфере физической культуры и средств оздоровления;

         -внедрять методические рекомендации по коррекции здоровья каждого ребенка;

         -создавать комплекты методических материалов для уроков физической культуры.

 

                  Условия достижения положительных результатов.

       1. Осуществление дифференцированного обучения (по уровню здоровья).

       2. Внедрение уроков здоровья. В учебный план включать ритмику и коррегирующую гимнастику. Три раза в неделю проводить динамический час после второго или третьего урока. Во внеурочное время включать занятия психологической разгрузки, ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе.

 

      3.Организация сбалансированного горячего питания.

 

      4. Регулярное плановое посещение врачей, детей, которые стоят на диспансерном учете

      5.Организация спортивно-оздоровительных  мероприятий для всех детей, занятия в спортивно-оздоровительных кружках.

 

      6. Проведение один раз в месяц Дня Здоровья, чаще на свежем воздухе.

      7.Витаминизация.

      8.Оснащение   учебных кабинетов регулируемой ученической мебелью.

   Вся здоровьесберегающая работа проводится под руководством директора, медицинского работника фельдшерского пункта, педагогами школы-сада.        

 

               Этапы работы по ЗОЖ:                                                                                                  

 

    I. Подготовительный этап заключается в проведении проблемного анализа по теме исследования, подготовка пакета диагностических  методик.

Условное название «Как много интересного в мире здоровья человека!»

Создание в классе или группе «Уголка физкультуры и здоровья», где сосредоточены дидактические пособия, схемы, графики, модели. Разработать дневник здоровья, «Копилки» здоровья. Активные формы взаимодействия с детьми: «Дни счастья в школе-саду».        

 
    II. Реализуется технология развития ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, разрабатываются перспективные  планы, дидактические пособия. 
    Разработать цикл игр-путешествий: «Путешествие  в страну Здравию», «Путешествие в страну Физкультурию».

    Выпуск газет для родителей и детей.                                                                                                                                                                                        

 

    III. Итоговый этап. Обрабатываются результаты, определяется эффективность проведенной работы, обобщается  передовой педагогический опыт.

    Планируемый результат: здоровый ребенок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем;владеющий представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, физических упражнений как деятельности, имеющий представления об охране органов чувств, о правилах поведения в обществе, способный к осуществлению физкультурно- оздоровительной деятельности, владеющий навыками отдыха и социальной безопасности.

 

 

 

       За последние 3 года по школе-саду снизилась заболеваемость с 5 до 1-2. В 2009-2010 учебном году не было ни одного случая заболевания ни среди младших школьников, ни среди дошкольников. Дети много времени проводят в подвижных играх на свежем воздухе в школе и дома; катание на санках и лыжах зимой, летом на велосипеде и купание в озере Шара-Нур. Летом дети хорошую закалку получают, помогая взрослым на заготовке сена и уходу за огородом. В связи с трудным экономическим положением в сельских семьях (безработицей), дети вынуждены собирать ягоды и грибы и продавать их проезжающим  по центральной трассе людям, но и в этом есть свои плюсы: укрепление и сохранение здоровья детей, так как они целыми днями дышат чистым, лесным воздухом, получая при этом множество положительных эмоций, оказывая материальную помощь своим родителям.  К тому же здоровая пища: молоко, творог, сметана от своей кровы; овощи со своего огорода; свежие лесные ягоды; свежая рыбка из речки и озера придают силы и здоровья детям. Все это дает мощный заряд здоровью и вырабатывает привычки здорового образа жизни, так актуального в наше время.

                                                                                                             Демин Олег Васильевич

                                                                                                                учитель начальных классов

Категория: Мои статьи | Добавил: usosvet (21.03.2010)
Просмотров: 2707 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz