1. Одной из важнейшей задач школы-сада в соответствии с целями современной реформы образования России является сохранение и укрепление здоровья детей.
Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся (здоровьесберегающая среда).
2. Задачи образовательного учреждения в сфере охраны здоровья учащихся и дошкольников закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:
-во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (статья 2);
-во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся (статья 51).
В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактики заболеваний, сохранению и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.
В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования идет подготовка к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в школе-саду (Письмо министерства образования России от 26.08.2002 г. №13-51 «О работе экcперементальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии») Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укрепления здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье»
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее в себя, как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии. Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являются сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе. Это предполагает межведомственное взаимодействие в сфере охраны здоровья детей.
Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребности учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья.
При изучении информационных потребностей младших школьников были выявлены основные тематические разделы, требующие особого внимания в процессе гигиенического образования: профилактика заболеваний, личная гигиена, закаливание и питание.
Таким образом ведущей направленностью педагогической деятельности по охране здоровья детей должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющие их реальные потребности. В условии детского сада и начальной школы особое внимание должно быть уделено на снижение «цены» адаптации ребенка к посещению детского сада и к школьному обучению, формирование гигиенических навыков и развитие мотивации к здоровому образу жизни. На основании обобщения всех данных нами разработано программно-методическое обеспечение валеологического образования детей, включающее:
-программу «Здоровый ребенок»;
-факультатив «Основы здорового образа жизни»;
-развернутые планы внеклассных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни.
В факультативе «Основы здорового образа жизни» предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как личная гигиена, ее значение в укреплении здоровья; взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием; закаливание организма в домашних условиях; гигиена опорно-двигательного аппарата; значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки, отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни.
Задача курса «Основы здорового образа жизни»:
-формирование у детей потребности в здоровье и здоровом образе жизни, сознательном отношении к нему;
-формирование системы знаний о здоровом образе жизни и здоровье;
-формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока- практикума.
Одним из важных методов контроля знаний, умений,навыков является планомерное систематическое наблюдение за учащимися на уроках, вне урока, что практически осуществимо в условиях сельской жизни. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний и умений, навыков.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
-активного участия в этом процессе самих учащихся;
-создание здоровьесберегающей среды;
-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
-планомерные работы с родителями;
-тесные взаимодействие с социально-культурной сферой села (фельдшерский пункт, библиотека)
Программа «Здоровый ребенок»
Цель программы:
1.Создать условия позволяющие сохранить и улучшить здоровье детей и обеспечить успешность в их обучении.
2.Активизировать инновационную деятельность участников образовательного процесса.
Задача программы:
-систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизического состояния детей;
-выявить потребности и определить способности каждого ребенка в области физической культуры;
-сформировать у детей, учителей и родителей осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержания нормативного (базового) здоровья средства физической культуры;
-реализовать интересы детей, запросы родителей и педагогов в сфере физической культуры и средств оздоровления;
-внедрять методические рекомендации по коррекции здоровья каждого ребенка;
-создавать комплекты методических материалов для уроков физической культуры.
Условия достижения положительных результатов.
1. Осуществление дифференцированного обучения (по уровню здоровья).
2. Внедрение уроков здоровья. В учебный план включать ритмику и коррегирующую гимнастику. Три раза в неделю проводить динамический час после второго или третьего урока. Во внеурочное время включать занятия психологической разгрузки, ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе.
3.Организация сбалансированного горячего питания.
4. Регулярное плановое посещение врачей, детей, которые стоят на диспансерном учете
5.Организация спортивно-оздоровительных мероприятий для всех детей, занятия в спортивно-оздоровительных кружках.
6. Проведение один раз в месяц Дня Здоровья, чаще на свежем воздухе.
7.Витаминизация.
8.Оснащение учебных кабинетов регулируемой ученической мебелью.
Вся здоровьесберегающая работа проводится под руководством директора, медицинского работника фельдшерского пункта, педагогами школы-сада.
Этапы работы по ЗОЖ:
I. Подготовительный этап заключается в проведении проблемного анализа по теме исследования, подготовка пакета диагностических методик.
Условное название «Как много интересного в мире здоровья человека!»
Создание в классе или группе «Уголка физкультуры и здоровья», где сосредоточены дидактические пособия, схемы, графики, модели. Разработать дневник здоровья, «Копилки» здоровья. Активные формы взаимодействия с детьми: «Дни счастья в школе-саду».
II. Реализуется технология развития ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, разрабатываются перспективные планы, дидактические пособия.
Разработать цикл игр-путешествий: «Путешествие в страну Здравию», «Путешествие в страну Физкультурию».
Выпуск газет для родителей и детей.
III. Итоговый этап. Обрабатываются результаты, определяется эффективность проведенной работы, обобщается передовой педагогический опыт.
Планируемый результат: здоровый ребенок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем;владеющий представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, физических упражнений как деятельности, имеющий представления об охране органов чувств, о правилах поведения в обществе, способный к осуществлению физкультурно- оздоровительной деятельности, владеющий навыками отдыха и социальной безопасности.
За последние 3 года по школе-саду снизилась заболеваемость с 5 до 1-2. В 2009-2010 учебном году не было ни одного случая заболевания ни среди младших школьников, ни среди дошкольников. Дети много времени проводят в подвижных играх на свежем воздухе в школе и дома; катание на санках и лыжах зимой, летом на велосипеде и купание в озере Шара-Нур. Летом дети хорошую закалку получают, помогая взрослым на заготовке сена и уходу за огородом. В связи с трудным экономическим положением в сельских семьях (безработицей), дети вынуждены собирать ягоды и грибы и продавать их проезжающим по центральной трассе людям, но и в этом есть свои плюсы: укрепление и сохранение здоровья детей, так как они целыми днями дышат чистым, лесным воздухом, получая при этом множество положительных эмоций, оказывая материальную помощь своим родителям. К тому же здоровая пища: молоко, творог, сметана от своей кровы; овощи со своего огорода; свежие лесные ягоды; свежая рыбка из речки и озера придают силы и здоровья детям. Все это дает мощный заряд здоровью и вырабатывает привычки здорового образа жизни, так актуального в наше время.
Демин Олег Васильевич
учитель начальных классов
|