Здоровье – это
драгоценность, и притом единственная,
ради которой действительно стоит не только не
жалеть
времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него частицей самой жизни,
поскольку жить без
него становиться
нестерпимой и унизительной.
М. Монтень
Самое ценное, что есть у человека, - это
жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами
становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условие. Когда
болеть было выгоднее, чем работать. Ушли в прошлое. Невежество в вопросах
здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не
позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Программа «Здоровый ребенок»
объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию
здорового образа жизни учащихся и дошкольников, их родителей и учителей, что
выходит за рамки только физического
воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии,
гигиены, борьбы с вредными привычками,
досуга. Значительную роль в
реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в контакте
со школой и детским садом.
Сегодня роль семьи в укреплении
здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя зарядка,
процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе,
прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ним будут
родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового
образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный
инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п.
Родителям необходимо хорошо знать
исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов
и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4-х
классов образовательного учреждения и дошкольников.
Воспитать здорового ребенка может
только духовно и физически здоровый педагог. В научно-педагогической литературе
имеется немало публикаций о специфических особенностях профессии учителя. Учеными
выявлены и описаны такие эффекты, как педагогическая усталость, синдром
«выгорания», которые характеризуют «нездоровья» учителя. По оценке
специалистов, до 79% работников образовательных учреждений имеют заболевания
различной тяжести. Основными причинами возникновения заболеваний являются:
·
Постоянная подверженность стрессам, неумение
избавляться от них с наименьшими потерями;
·
нерегулярное занятие физической культурой,
спортом.
Таким образом, программа «Здоровый
ребенок», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия
педагогов, администрации школы-сада, психолога, самих учеников и дошкольников в
деле поддержания здорового образа жизни
и физического развития детей.
Анализ состояния здоровья учащихся
1.Анализ здоровья учащихся за последние 2-3
года. ( общие заболевания)
Сравнительный анализ заболеваемости детей за 2008 и 2009 гг.
Наименование болезни
|
2008 год
|
2009 год
|
Случаи
|
Дни
|
Случаи
|
Дни
|
всего
|
школа
|
сад
|
всего
|
школа
|
сад
|
всего
|
школа
|
сад
|
всего
|
школа
|
сад
|
Всего из них
|
5
|
3
|
2
|
18
|
11
|
7
|
2
|
2
|
-
|
7
|
7
|
-
|
Грипп, ОРВИ
|
5
|
3
|
2
|
18
|
11
|
7
|
2
|
2
|
-
|
7
|
7
|
-
|
2.Группы здоровья (общее количество
учащихся, основная, подготовительная, медицинская или освобожденная)
|
Общее кол-во детей
|
I гр.
|
IIгр.
|
IIIгр.
|
Школа
|
9
|
6
|
3
|
-
|
Детский сад
|
10
|
5
|
5
|
-
|
Итого:
|
19
|
11
|
8
|
|
МОДЕЛЬ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА
Здоровье физическое
Совершенство саморегуляции в
организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к
окружающей среде.
Здоровье социальное
Моральное самообеспечение,
адекватная оценка своего «Я», самоопределение.
Здоровье психическое
Высокое сознание, развитое
мышление, большая внутренняя и моральная
сила, побуждающая к действию.
Цель программы
Охрана и укрепление здоровья
учащихся и дошкольников, приобщение их к
ценностям здорового образа жизни.
Задачи программы
- Повышение уровня информированности
учеников и дошкольников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения
здоровья путем использования различных форм и методов профилактической
работы.
- Формирование позитивного отношения к
сохранению здоровья в каждом школьнике и дошкольнике.
- Формирование взаимоотношений с
окружающим миром, обществом, самим собой
- Создание условий для формирования
психически здорового, физически здорового, физически развитого и
социально-адаптированного человека.
Условия, позволяющие реализовать цель и
задачи программы:
- Наличие и эффективное функционирование физкультурного
класса, спортивной игровой площадки.
- Творческий потенциал учителя
физкультуры.
- Внесение в учебный план школы-сада
трех часовой физической культуры и других форм.
- Проведение и анализ мониторинга физического
развития учащихся и дошкольников.
Перечень традиционных оздоровительных мероприятий, проводимых в школе-саду:
- Дни здоровья; уроки здоровья; спортивные викторины,
беседы;
- Массовые
спортивно-оздоровительные мероприятия;
- Работа с родителями
с приглашением специалистов сферы здравоохранения, из милиции,
психологической службы;
- Индивидуальные и
групповые занятия с психологом учащихся и дошкольниками, родителей,
педагогов (тренинги, беседы, социологические опросы).
Сроки реализации программы: 2009-2011г.г.
Ожидаемые результаты к концу первого года реализации программы
1. Создание системы
комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
2. Создание благоприятного психологического климата,
взаимоотношений товарищества и партнерства в среде школьников и дошкольников,
ровесников, семьи.
3. Профилактика заболеваний обучающихся и воспитанников на
ранних стадиях в ходе проводимой диагностики состояния здоровья.
4. Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно
применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и
укрепления здоровья.
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов и
общекультурной подготовки родителей.
6. Сокращение пропусков уроков и занятий детей по болезни.
7. Повышение качества образования.
|